Самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Живут также в северных районах Финляндии — 5 тыс., в Швеции — 17 тыс. и Норвегии — 30 тыс. (общая численность — 80 тыс. человек).
Самоназвание кольских саамов — саммь, саммьленч. Этноним sabme — «земля», zemas — «низкий», «низменный». По другим данным, его связывают с уральскими этнонимами с основой sa(a)m, означающей «речные», «водные» (люди), с русским термином самоядь, с финским Suomi (Финляндия). Старое название саамов — лопари, лапландцы, древнерусское летописное — лопь, упоминаются в Новгородской летописи 1216 г., финское — lappi, lappalainen. Тацит (98 г. н.э.) их называет fenni, современные норвежцы — finne. С IX в. коренное население Кольского п-ова известно как terfinnas — «терфинны», «охотники и рыбаки или птицеловы». В настоящее время этноним таррьй саммь (терские саамы) является самоназванием локальной группы на востоке Кольского п-ова. Термин lappia впервые встречается в XII в. у Саксона Грамматика. Саамский язык распадается на множество диалектов, на западную и восточную группы. Язык саамов Кольского п-ова относится к восточной группе. Он имеет четыре диалекта: иокангский, кильдинский, нотозерский и бибенский.
У кольских саамов алфавит (с 1982 г.) строился на основе русской графики, письменность развивалась на базе кильдинского диалекта. В 1985 — 1986 гг. изданы саамско-русские словари, учебно-методические пособия по саамскому языку для начальной школы.
На праздники молодежь надевает нарядную национальную одежду — суконный кафтан с нагрудным украшением
По данным археологии, люди проникли на Кольский п-ов не ранее седьмого — начала шестого тысячелетия до н.э. В конце XIX — начале ХХ в. саамы вели полукочевой образ жизни, занимались рыболовством, оленеводством и охотой. В загонной охоте на дикого оленя с использованием ям принимали участие все мужчины общины. Для этого из сваленных стволов деревьев сооружали изгородь до десяти километров, в которой устраивали проходы с ямами, замаскированными снегом и мхом. До начала охоты строжайше запрещалось тревожить оленей. В назначенное время одна группа мужчин становилась за изгородь, не давая оленям выбраться, другая гнала их к ловушкам. Известна загонная охота с использованием силков-петель (килл), для этого в проходах изгороди настораживались ременные или веревочные петли. Их применяли и в индивидуальной охоте на оленьей тропе. Пользовались также луком (юккс) и стрелами (нюлл).
Рыболовством занимались как в изобилующих рыбой озерах и устьях рек, так и на морском побережье. Промышляли семгу, сига, форель, кумжу, хариуса, щуку, треску, палтуса. В начале ХХ в. добыча семги давала значительную часть товарной продукции. Озерную рыбу ловили для себя. Основными орудиями рыбной ловли были сеть (саййм), в том числе ее особый вид — гарва (харрьв), невод, острога (кудтэль), крючок (вуннк), ярус (ёаррасс), уда.
Чаепитие. Фотография из музейной коллекции
Первое упоминание о приручении оленя на Кольском п-ове относится к IX в. Оленеводство имело тогда транспортное значение: оленей использовали под вьюк и в упряжке. Саамское оленеводство отличалось вольным выпасом в летнее время с применением изгородей (аййт), оленьих сараев и дымокуров (сувас), а также небольшими размерами стад (до 50 оленей). Своеобразна также конструкция вьючного седла (вагк), не имеющего аналогов у других народов. Отсутствовала верховая езда. Известная у скандинавских саамов традиция доения важенок у кольских жителей почти не встречается. Упряжной оленный транспорт представлен однополозной бескопыльной нартой — кережей (кересь), запряженной одним оленем. К концу XIX в. получили распространение косокопыльные нарты, заимствованные у коми и ненцев. Пушной промысел в конце XIX в. являлся подсобным занятием. Добывали песца, куницу, горностая, бобра, лисицу, белку и др. Часть саамов охотилась на морских зверей — нерпу, морского зайца, гренландского тюленя.
К традиционным ремеслам относят обработку шкур, кожи, кости, рогов, дерева, а также прядение. Сохранились веретена (ноалльтэ) с пряслицем из оленьей кости и дерева. Зимой ходили на скользящих лыжах-голицах (савехь), камусных подволоках (колас, каллк) и непарных лыжах. Последние были разными по длине (более короткая служила для лучшего отталкивания). Груз переносили за спиной в специальных приспособлениях. По воде передвигались на «сшитых» древесным корнем дощатых лодках-челноках (вэнс) и больших дощаниках — карбасах.
В поселке. Фотография из музейной коллекции
С декабря по апрель население общины западных районов Кольского п-ова жило оседло на зимнем погосте (талльв-сыййт). Каждые 15—20 лет место погоста меняли. В весенне-осенний период саамы обходили свои сезонные промысловые места. Чеххч-сайй — «осеннее место» было в наследственном владении нескольких семей, как правило родственных. На востоке п-ова на зимнем и летнем погостах оседло жили круглый год.
Традиционным жилищем саамов считают каркасную постройку пирамидальной формы — вежу (куэдть), срубное однокамерное строение с плоской крышей, крытой дерном (пэррт), и переносное коническое сооружение из жердей, покрытое парусиной (коавас). Остов вежи состоял из четырех деревянных дуг, имеющих круглые отверстия в загнутых и несколько утолщенных верхних концах. В эти отверстия вставляли горизонтальное древко — «дымовое древко» и попарно соединяли дуги. Нижние, слегка заостренные концы дуг устанавливали в углубления в земле либо укрепляли в срубе из трех-четырех венцов. Известна конструкция вежи с прямыми, а не дугообразными жердями. Чтобы каркас был прочным, в верхней его части укрепляли еще две параллельные жерди. Остов крыли жердями или досками, корой и дерном. Наверху оставляли дымовое отверстие. Дверь «смотрела» на юг, а на противоположной стороне, где в прошлом находилась «священная дверь», в XIX в. стали делать небольшое окно. Его затягивали рыбьим пузырем, оленьей брюшиной или слюдой. Посредине вежи — очаг (толл-сайй) с приспособлением для подвешивания котлов (аввьл). Между очагом и входом отводили место для хранения дров. В передней части — «чистое место» (луппс), а боковые устилали березовыми и еловыми ветками и использовали для сна.
Основными хозяйственными постройками в поселениях и на промыслах были амбары на четырех низких столбах (кокорках) или на одной высокой свае (нялл).
Кисет (ровдуга, бисер)
Традиционная зимняя мужская одежда саамов практически не отличалась от женской. Зимой носили пеццк (печок) — верхнюю глухую одежду из оленьих шкур мехом наружу и торрк — глухую одежду из оленьих шкур мехом внутрь. Женский печок украшали по вороту, подолу и обшлагам цветным сукном и бисером. В конце XIX в. вместо традиционной глухой одежды прямого покроя со стоячим воротником (юпы) для мужчин стали шить кафтаны, для женщин — сарафаны, кофты и передники. К нижней одежде относят рубаху (паййт) туникообразного покроя с прямым воротом. Короткие штаны (натазники) из дубленой оленьей кожи надевали мужчины, редко — женщины. Непременным атрибутом одежды был пояс. На мужском кожаном крепили большой нож с загнутым острием, на плетеном из шерсти женском — игольницы, наперсток, ножницы, обереги. Особенностью традиционной обуви был узкий загнутый нос. Зимой носили высокие сапоги из оленьих шкур — яры (еррь), иногда с огузеньем — пришитыми к ним кожаными штанами (цегкь). Были распространены также каньги (коаммэ) — низкая обувь (зимние — из оленьих, летние — из нерпичьих шкур или кожи). Спереди к каньгам пришивали две длинные, сплетенные из шерсти завязки — «оборы», которыми обвязывали щиколотки. На промыслах мужчины надевали кожаные сапоги (кунаги). В обувь клали сухую болотную траву. Из овечьей шерсти вязали чулки без ступни — мужчинам однотонные, женщинам полосатые — и летние рукавицы. Зимние рукавицы (кысста) шили из оленьих шкур мехом наружу и окантовывали сукном. Богато декорировали бисером, сукном и мехом девичий головной убор (перьвесськ) — «перевязку» в виде берестяного цилиндра, обтянутого красным сукном, и женский из бересты и сукна — типа русского кокошника (шаммш) — «шамшуру». Поверх перевязки и шамшуры надевали платок, завязывая его под подбородком. Мужчины носили суконные четырехугольные шапки, опушенные мехом, и старинный головной убор конусообразной формы — колпак (коллпехь). Головные уборы локальных групп саамов были непохожи и специфичны. В конце XIX в. после переселения групп коми-ижемцев и ненцев на Кольский п-ов саамы заимствовали малицы, совики и пимы.
Костяные иглы для плетения сетей
Основная зимняя пища — оленина, водоплавающая и боровая дичь, летом и осенью предпочитали свежую рыбу. Щуку, треску, камбалу, сига, хариуса, семгу, налима варили, жарили, вялили, солили, запекали в тесте. Семгу в основном скупали норвежские и русские купцы.
Традиционным рыбным блюдом считали отварную размятую рыбу с морошкой и рыбьим жиром (нюввт). Куски рыбы или мяса насаживали на палочки (нипчэс) и зажаривали над огнем.
Из растительных продуктов употребляли ржаную муку, крупы, сосновую кору. Пили крепкий чай или его суррогаты: мурр-чайй—«древесный чай» из березового гриба-трутовика, заваривали листья березы, иван-чая. Особенно любили чай с луком и куском оленьего сала. Впрок собирали ягоды.
Серебряная орнаментированная ложка с традиционным узором
Посуда для приготовления, хранения и употребления пищи была в основном деревянная, долбленная из березы или сосны. Интересны тарелки (каррь), чашки, ложки (пасьтэмь), плоские ложки с дырками для вынимания вареной рыбы из котла (коарэс). Из бересты изготавливали прямоугольные или квадратные короба, корзинки, цилиндрические туеса, солонки. Примечательно «блюдо из бересты» (пессь-каррь), или «берестяная скатерть», состоящая из девяти квадратов, сшитых из нескольких слоев бересты нитками из сухожилий оленя. Чугунные или медные котлы (киммьн) покупали. Спальные мешки шили из оленьих шкур. Колыбели (китткэмь) выдалбливали из куска дерева и обтягивали дубленой оленьей кожей.
У кольских саамов основной социальной ячейкой была территориально-соседская община (сыййт), населявшая погост. Она имела общие промысловые угодья, культы и праздники. В общину входило от 60—70 до 200—250 человек. В конце XIX — начале ХХ в. были распространены как малая, так и расширенная отцовская (трехпоколенная) семья, но преобладали двухпоколенные, или братские (шурр пирас). Для обозначения прав собственности широко использовали тамги — клейма. Браки между родственниками запрещались до четвертого колена по обеим линиям. За невесту платили брачный выкуп — калым.
После христианизации во второй половине XVI в. кольские саамы стали православными, а скандинавские приняли лютеранство. Саамско-русские этнокультурные контакты способствовали сосуществованию традиционных верований и христианских представлений.
Наружная сторона бубна с изображением Вселенной
Согласно шаманской традиции, Вселенная делится на Верхний (небесный), Средний (земной) и Подземный (загробный) миры. Посредником между ними выступает шаман (ноййд). У саамского шамана специального культового костюма не было.
Саамская мифология близка финско-карельской и испытала некоторое влияние скандинавской.
Тотемический первопредок саамов — Мяндаш — человек-олень, научивший их искусству охоты. Верховное божество терских саамов — Каврай, покровитель шаманов, создатель оленьих стад. Следы тотемизма сохранялись в почитании оленя, лося, медведя, ворона, лебедя.
Фольклор представлен мифами, преданиями, легендами, сказками, песнями. Мифы (ловты) исполнялись преимущественно во время ритуалов со строгим соблюдением текста и мелодии.
В волшебных сказках (майнс) также отразились мифологические представления. Среди легенд и преданий — рассказы о нашествиях иноплеменников и борьбе с ними, военных походах, подвигах богатырей и народных героев.
Песни подразделяются на ритуальные, повествующие о мифических временах и первопредках (праудедках), и бытовые.
Игольница (цветное сукно, бисер)
Традиционная музыка саамов имеет параллели в музыке коми-зырян, манси, хантов, вепсов, карелов, ненцев, якутов, ряда народов Алтая и Монголии, этнокультурных групп русских Севера России (поморов, заонежан, пудожан), а также шведов. В свою очередь, саамская основа музыки прослеживается в музыкальных традициях карелов и прионежских вепсов.
Из музыкальных инструментов наиболее известны шаманский бубен, свистковые флейты, а также колокольчики (келл), подвешиваемые на шею вожака оленного стада. Большая часть саамов живет в сельской местности и занимается оленеводством, рыболовством, охотой и животноводством. Коренное население практически не рыбачит, поскольку многие реки в ловозерской тундре отданы в аренду различным фирмам, добывающим красную рыбу. Преподавание на саамском языке не ведется, родную речь изучают лишь в начальных классах. Однако саамы имеют довольно высокий уровень образования. Молодежь коренных народов Кольского Севера в основном обучается в техникумах и вузах, а также в странах дальнего зарубежья.
В 1994 г. в с. Ловозеро организованы национальный культурный центр, народные ансамбли «Луявр», «Ойяр» и «Воафсхэс», а также музей первой саамской поэтессы О. Вороновой.
Известны национальные поэты и писатели — А. Бажанов, В. Смирнов, член Союза писателей России Н. Большакова, П. Юрьев, С. Якимович, педагоги А. Антонова, Е. Коркина, Л. Юрьева, ученые Р. Куруч, С. Терешкин и др.
В 1989 г. созданы Ассоциация кольских саамов с отделениями в с. Ловозеро и пос. Ревда, в 1995 г. — Ассоциация малочисленных народов Севера «Родина», в 1998 г. — Общественная организация саамов Мурманской области (с. Ловозеро).
Лукьянченко Т.В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского п-ова в конце XIX–ХХ вв. М., 1971.
Сенкевич-Гудкова В.В. Лирические песни нотозерских саами: Вопросы литературы и народного творчества. Петрозаводск, 1959.
Травина И.К. Саамские народные песни. М., 1987.
Харузин Н. Русские лопари. М., 1890.
Чарнолуский В.В. Материалы по быту лопарей. Л., 1930.
© 2020 Арктика