Занимают обширную территорию Севера европейской части России и Западной Сибири от р. Мезень на западе до низовьев Енисея на востоке. Ненецкий язык признают родным 77,1 % ненцев. Письменность существует с 1932 г. на основе латинской, а с 1937 г. — на основе русской графики.
Самоназвание ненэць — «человек», ненэй ненэць — «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Первоначально ненцев называли самоедами или самоедами-юраками. Упоминание об этом имеется в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», относящейся к началу XII в. Происхождение термина «самоед» трактуется по-разному. Наиболее вероятным представляется его возникновение от saam-jedna — «земля саамов». Различают самоназвания хасава — у западных ненцев Ямала, ненэй ненэць — у восточных ненцев Ямала и Гыды, ненец — на многих других территориях.
Семья оленевода
По хозяйственно-культурному типу жизни ненцы делятся на три группы. Первую, и основную (90 %), составляют тундровые ненцы, главное занятие которых оленеводство продуктивного направления. Они освоили самые северные районы. Вторая группа — лесные ненцы — населяет таежные части Обско-Енисейского водораздела, в основном по рр. Пур, Таз и Аган, промышляет транспортным оленеводством, охотой, рыболовством. Они — связующее звено между самодийскими племенами Саянского нагорья и тундровыми ненцами, говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа — колвинцы — образовалась на европейском Севере в районе р. Колвы в XIX в. в результате смешанных браков между ненцами и коми. Говорят на ижемском диалекте языка коми. По наиболее распространенной гипотезе, самодийская общность сложилась в Южной Сибири. В первые века н.э. часть самодийцев продвинулась к северу, а другие вошли в состав тюркских народов Южной Сибири. В течение первого тысячелетия н.э. значительное число самодийцев переместилось по Оби, Енисею и их междуречью в зону северной тайги, а затем тундры, ассимилировав аборигенное население. Затем предки современных ненцев распространились из низовьев Оби на запад до Белого моря, а к XVII в. — на восток до Енисея.
Уже в XI—XII вв. жители Припечорья платили дань Новгороду. С конца XV в. московское правительство посылало сюда военные экспедиции. Так, во время похода 1499—1500 гг. был заложен г. Пустозерск на Печоре, ставший важным торговым центром и военным пунктом за Уралом. В 1535 г. царь Иван IV пожаловал «самоядцам» грамоту, подтверждавшую их права на владение промысловыми угодьями.
Полозья нарт выгибают, предварительно разогрев их над огнем
В 1545 г. сольвычегодские промышленники Строгановы получили от Ивана IV жалованную грамоту на владение обширной территорией по р. Каме. После похода Ермака (1581) и постройки острогов Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Сургут (1594), Обдорск (1595) и Мангазея (1601) Западная Сибирь была прочно закреплена за Московским государством. Специальные разделы документов, разработанных комиссией М.М. Сперанского, — «Устава об управлении инородцев» (1822) и «Об инородцах Архангельской губернии, именуемых самоедами» — дали ненцам права на землю и внутреннее самоуправление. Присоединение к Русскому государству снизило остроту межплеменных конфликтов среди местных жителей и познакомило их с русской культурой.
В 1825—1830 гг. на европейском Севере усилиями миссии архимандрита Вениамина распространилось православие, а на Обском Севере христианизация началась еще в XVIII в. В 1840-х гг. при церквах стали открываться миссионерские школы. К 1869 г. относятся упоминания о «туземцах», обучающихся в обдорской миссионерской школе, в которой позднее учились и дети шаманов. В Обдорске же была построена первая христианская церковь св. Николая.
Ненец-оленевод на лыжах отлавливает оленя арканом. Ямал
Традиционное занятие ненцев — оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Применяют легковые и грузовые нарты. Прямокопыльные ненецкие (хан) состоят из кузова, крепящегося к загнутым спереди полозьям. Для устойчивости копылья книзу несколько разведены, так что расстояние между полозьями больше ширины сиденья. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом — мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Чтобы выловить с помощью аркана нужных животных, делают специальный загон (кораль), используя для этого нарты. Олень питается мхом — ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.
В центре чума раньше разжигали костер, сейчас там железная печь
К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище — чум (мя’) — конусообразное сооружение, остов которого состоит из 25—30 жердей. Зимой чум укрывают в два слоя покрышками-нюками из шкур оленя, летом — из специально выделанной бересты. В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него — спальные места, а против входа — предметы языческого культа, позднее — иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.
Помимо выпаса оленей зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляли с помощью деревянных ловушек-пастей и железных капканов. Большая часть пушнины шла на уплату ясака. Добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили в основном летом.
У архангельских ненцев мужская меховая шапка с длинными ушами
Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Одежды и утварь богато украшали меховой мозаикой (из камусов белого и темного цвета), плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву. В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь. Для предохранения мездры поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясываются сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади — зуб медведя. В холодную погоду поверх малицы надевают совик — одежду с капюшоном, по покрою схожую с малицей, но сшитую мехом наружу.
Женская одежда в отличие от мужской распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха.
Женский капор ямальских ненцев из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов
Позднее стали шить из оленьих шкур, с воротником из меха песца или рыжей лисицы. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками из замши или тесемками и украшают орнаментированными вставками белого и темного меха. К сумочке для швейных принадлежностей, скроенной из шкурок со лбов оленей и богато украшенной орнаментом, прикрепляют игольник и маленький мешочек для наперстка. Тканые из цветных шерстяных нитей пояса дополняли круглые пряжки диаметром до 20 см. Женские шапки имеют местные различия. Наиболее распространены капоры из оленьего меха с опушкой из песцовых хвостов, к которым сзади на цепочках подвешивают медные ажурные бляхи. Женская обувь отличается от мужской кроем. Для маленьких детей из мягких оленьих шкурок шили одежду наподобие комбинезона.
Основная пища — мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток — чай. Его, как и металлическую утварь, в старину выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду — миски, чашки, ложки — изготовляли сами. Для ненцев характерен отцовский (патриархальный) род (еркар). При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) — объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины — к разным. В условиях родовой экзогамии молодой человек должен был искать будущую жену в другом роде. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения (умыкания) невесты.
Подледный лов
Религиозные верования основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество — демиург Нум — управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя — Мать Земля — старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга — воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу.
Ненецкие дети на празднике
По народным представлениям жизненная сущность человека (душа) проявлялась в виде крови, дыхания, тени, образа. Смерть — потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека). Загробный мир находился на поверхности земли или под землей. Для ненцев характерны были наземные погребения. Гроб ставили на землю между вертикальными столбами, соединенными деревянными планками, или, оберегая от хищников, в ящик и клали на него бревно. Рядом с покойным помещали его орудия труда, посуду и т.п. На месте погребения убивали оленя, оставляли нарты, хорей. Однако с XIX в. под влиянием христианизации умерших стали хоронить в земле.
Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству. Камлание происходило в чуме шамана. В настоящее время его одежда с подвесками и железной «короной» на голове сохранилась только на Енисее. У каждого шамана был особый набор культовых предметов: изображения духов-помощников (тадебцо) и ездовых животных, а также бубен с рукоятью на внутренней стороне и колотушкой. Свои атрибуты он хранил на специальных священных нартах.
Ненцы использовали колыбель и в ночное, и в дневное время
Для ненецкого фольклора характерна персонификация (олицетворение, от лат. persona — лицо, личность, facere — делать) изложения, когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако — словечко.
Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи — хозяева местностей. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора — преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.
Ритуальная музыка тесно связана с местом шамана в древней иерархии: «видящий вещие сны», «сопровождающий душу умершего в подземный мир», «обладающий даром гипноза». Бубен у восточных тундровых ненцев — пензер (соответствует якутскому типу), у лесных — п’ен’шал (угорский тип), у западных тундровых — пензяр (обечайка — якутского, а рукоятка — угорского типа).
Шумовой музыкальный инструмент вывко (дощечка на сухожильной нитке) стал детской игрушкой. Подвески-погремушки, имеющие форму кольца с нанизанными трубочками, пришивают к детской одежде в качестве звукового оберега. По дуге над колыбелью (каптыси) скребут палочкой либо трубочкой, успокаивая ребенка и одновременно аккомпанируя колыбельной песне. Жужжалка и вращаемая завывалка, которые сейчас известны как детские игрушки, в прошлом были ритуальными.
Разработки газовых и нефтяных месторождений в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах ухудшили экологическую обстановку, негативно отразились на занятости аборигенов в традиционных отраслях хозяйствования, загрязнили десятки рек и озер, уничтожили тысячи гектаров нерестилищ, нагульных участков, лесов и пастбищ. От загрязнения вод ежегодно гибнет более тысячи тонн ценных сиговых и осетровых рыб.
Тундру — в наследство сыну
Оленеводческие хозяйства округа также находятся в тяжелом экономическом положении. И все же некоторые из них продолжают развиваться. Например, в совхозе «Байдарацкий» Ямало-Ненецкого автономного округа построен завод по переработке пантов. Некоторые оленеводы начинают хозяйствовать самостоятельно.
В школах округов дети изучают родной язык. Издательства готовят к печати новые учебники на ненецком языке. В этнокультурном центре Ненецкого автономного округа работают отдел ненецкой культуры, литературно-творческая группа, самодеятельный театр, национальная мастерская по производству изделий из кости, кожи, оленьего меха. В пос. Индига открыты Дом культуры, библиотека, организован кружок художественной самодеятельности.
В Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа создан Центр национальных культур, в Салехарде — Дом культуры народов Севера, в пос. Яр-Сале, Тазовский, Самбург работают драматические кружки.
Заслуженной популярностью и известностью пользуются национальные писатели А. Неркаги, И. Истомин, Л. Лапцуй, педагог Е. Сусой, художники И. Худи и Л. Лар, композитор С. Няруй, первый профессиональный ненецкий певец Г. Лагей.
Газета «Нарьян Вындер» Ненецкого автономного округа публикует страницу «Ялумбд» на ненецком языке. В Ямало-Ненецком автономном округе выходит газета «Нарьяна нгэрм». Передачи на ненецком языке готовят Гостелерадиокомпании «Заполярье» и «Ямал».
Созданы Ассоциация ненецкого народа «Ясавэй» («Впереди идущий») и Ассоциация «Ямал — потомкам». В 1995 г. в г. Архангельске учреждено землячество Ненецкого округа.
Алексеенко Е.А. Музыкальные инструменты народов Севера Западной Сибири: Сб. МАЭ. Л., 1988. Т. 42.
Васильев В.И., Генденрейх Л.Н. Тундра канинская. М., 1977.
Добровольский Б.М. О напевах ненецких эпических песен: Эпические песни ненцев /Cост. З.Н. Куприянова. М., 1965.
Ёсида А. Культура питания гыданских ненцев (интерпретация и социальная адаптация). М., 1997.
Прокофьев Г.Н. Этногония народов Обь-Енисейского бассейна //СЭ. 1940. № 3.
Терещенко Н.М. Ненецкий эпос. Материалы и исследования по самодийским языкам. Л., 1990.
Фольклор народов Таймыра. Ненецкий фольклор. Дудинка, 1992. Вып. 2.
Хомич Л.В. Ненцы: Историко-этнографические очерки. Л., 1966.
Хомич Л.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976.
Эпические песни ненцев /Сост. З.Н. Куприянова. М., 1965.
© 2020 Арктика