Общее самоназвание — карьялани. Карелы Средней, Северной Карелии, Тверской, Новгородской областей и других регионов РФ называют себя карьялани; приладожские и олонецкие — ливвикёй, ливгиляйне, прионежские (западное побережье Онежского озера) — лююдикой, лююдилайне.
Племена корела — предки современных карел — сформировались в результате смешения местного, западно-финского, и пришлого, из Юго-Восточного Приладожья, населения в ХI—ХII вв. на северном и северо-западном побережье Ладожского озера. В новейшее время выдвинута гипотеза о более раннем формировании племени (начало первого тысячелетия н.э.) на основе прибалтийско-финского населения. По мнению большинства исследователей, современные карелы сформировались в процессе взаимодействия корелов и весей (предков современных вепсов) и, вероятно, саамов (лопь русских летописей). Древние карелы упоминаются в скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского, русских летописях.
Сказитель К.М. Агоев, д. Ладвозеро Ухтинского уезда
По вероисповеданию — православные (крещены в 1227 г.). В ХVI в. в регионе насчитывалось около 240 православных церквей и часовен, примерно 60 монастырей (в том числе Валаамский, Коневский) и скитов. После раскола православной церкви (1666 г.) многие карелы придерживались старообрядческих толков. На основе сочетания дохристианских (языческих) верований (культа «домашних» духов-покровителей, культа мертвых, охранительной, любовной магий и т.д.) и канонов православия (знание молитв, посещение церкви, венчание, ношение крестиков, соблюдение постов и т.д.) широкое распространение получило так называемое двоеверие.
К 1143 г. (первое упоминание о кореле в русских летописях) территория Корелы — Карельское Приладожье, а также погосты Иломанси, Саволакс, Эврепяя — входила в состав Новгородской республики, а позднее (с 1478 г.) — Русского государства как «Корельская земля», состоящая из «Передней Корелы», «Задней Корелы» и «Пяти родов корельских детей». Управляли землей назначаемые князья и наместники при некотором участии карельской знати. С ХVI в. утвердилась воеводская наместническая система управления. В начале ХVIII в. образован военно-заводской округ, в 1784 г. — Олонецкая губерния.
С ХII в. западные территории расселения карел стали ареной русско-шведских войн. По условиям Ореховецкого договора 1323 г. к Швеции отошла часть погостов Северо-Западного Приладожья, населенных преимущественно карелами. По Столбовскому договору 1617 г. под власть Швеции перешли Ингерманландия (Ижорская земля) и Корельский уезд с городом Корелой — родовым гнездом древних карел. Из Корельского уезда в глубь России переселилось около 50 тыс. карел, образовавших тверские, тихвинские, валдайские, новгородские и другие группы.
Кантелисты д. Фомин Наволок. Южная Карелия. 1932
До начала ХХ в. карелы вели натуральное хозяйство. Основное занятие — земледелие (трехполье с подсекой). Орудия труда: бесподошвенная соха колового типа, разные типы мотыг, борона-суковатка, серп, цеп для молотьбы, коса-горбуша, с ХХ в. — железные плуги, бороны, косалитовка.
Выращивали ячмень, рожь, овес, в южных районах — пшеницу; повсеместно — репу, редьку, горох, в южных районах — капусту; из технических культур — лен-долгунец и коноплю. Огородничество было развито слабо. Картофель стали культивировать с 40-х гг. ХIХ в., морковь, свеклу, брюкву, лук — с начала ХХ в. Собственным хлебом семья обеспечивала себя на 3—5 месяцев; на каждые 10 лет приходилось 3—4 неурожайных года.
Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, южные карелы — свиней, кур, северные — оленей. Выполнение работ сопровождалось различными обрядами (поклонение стихийным силам природы, обряд первого выгона скота, обычай жертвоприношения животных и др.). Важную роль в хозяйстве играло рыболовство. Основные снасти: сети, невода, мережи, морды, бредни, переметы, дорожки, удочки. В древности на реках устраивали заколы («заборы»), рыбу кололи острогой.
Северные карелы в национальных костюмах
Промышляли медведя, лисицу, куницу, горностая, дикого оленя, лося. Охотились с собакой, используя лук и стрелы с костяными и железными наконечниками, позднее — самодельные ружья-самопульки, устраивали ловчие ямы, устанавливали самострелы, капканы, кляпцы. Дичь ловили силками, петлями из конского волоса.
Традиционными занятиями карел были бортничество (сбор меда диких пчел), курение смолы и дегтя. Железо выплавляли из местной болотной руды в горнах и домашних печах-дымницах. Знали сварную технологию, ковку, в том числе художественную, горновую пайку, обмеднение, инкрустацию. С ХVI в. «карельский уклад» (железо, близкое по составу стали) поступал во многие города России. В начале ХVIII в. в Карелии возникли первые металлургические заводы, позднее — чугуноплавильные, медеплавильные, пушечный. С XVIII в. занимались отходничеством. Основной денежный доход крестьяне-карелы получали на лесных промыслах (рубке и сплаве леса, заготовке дров и др.), работая плотниками, столярами, камнетесами, кузнецами и т.д. Северные карелы вели торговлю вразнос (коробейничество) с финнами.
Основные средства передвижения — различные типы лодок (долбленки, шитики, карбаса), плоты, волокуши, дровни, сани, «лопарские сани» (ахкиво) — тип волокуши, похожий на лодочку с обрезанной кормой, с полозом для транспортировки груза одним человеком. Для ходьбы по болотам использовали ступательные лыжи и лыжи с дырками. Зимние лыжи: узкие дорожные, широкие лесные, в том числе подбитые мехом. Специфический вид транспорта — олонецкая люлька: конные носилки, которые крепили гужами к хомутам и седелкам двух лошадей, шедших в упряжке одна за другой на расстоянии двух метров. У саамов карелы заимствовали олений транспорт.
У ветряной мельницы с поворотным кругом
Поселения располагались в местах, удобных для лова рыбы, занятий земледелием и животноводством. Основные типы расположения селений: гнездовой (возник на рубеже первого-второго тысячелетий н.э.), когда вокруг погоста — административного и религиозного центра — располагалась группа (куст) деревень, и хуторской (с начала ХХ в.). Основной тип селения — деревня (кюля, хиеру).
Развитие жилых построек шло от каркасного сооружения и землянки к наземному срубу. Древние карелы жилища каркасного типа ставили на землю, подкладывая под углы валуны, под первый венец — мелкие камни. Основной тип жилища конца ХIХ в. — срубная изба. Преобладал тип дома-двора, когда жилье непосредственно связано (одной крышей) с хозяйственными постройками. Способы связи имели локальные варианты, основной тип связи — однорядная (жилье и постройки расположены по одной линии) — был распространен повсеместно. Двор делали двухъярусным: вверху — сарай для сена, хранения орудий труда, куда въезжали на санях, внизу — хлев, конюшня, помещение для овец. До появления русской печи пользовались открытым очагом. На севере Карелии справа или слева от устья печи устраивали камелек (пиизи) — открытый очаг с крюком для подвешивания котла и отдельным дымоходом, соединяющимся затем с общей тягой. Печь обычно устанавливали справа или слева от входа устьем к боковой стене. Рядом с печью имелся голбец (каржина) — крытый вход в подполье. По диагонали от печи располагался «большой угол» с божницей и иконами — почетное место и мужская часть избы. Противоположный («задний») угол отводился женщинам и детям. Стол всегда ставили торцом к среднему окну фасадной стены. Над лавками вдоль боковых стен под потолком укрепляли бревно или тонкие жерди — для гнутья и сушки полозьев, неводов, сетей, белья. До конца ХIХ в. избу освещали лучиной. Отдельно от дома-двора строили амбары, обычно на коротких вкопанных в землю столбах, бани по-черному, риги — однокамерные или двухкамерные. Сооружали двухэтажные водяные, на юге — ветряные мельницы.
В Подужемье
В древнекарельский женский костюм входили туникообразная льняная рубаха, юбка, передник, платок. Несшитая юбка (хурстут) состояла из трех полотнищ полосатого полусукна, завязываемых на талии или на плечах. Поверх надевали кофту туникообразного покроя с короткими рукавами. В ХIХ в. распространились рубахи, состоящие из нижней части — станушки, украшенной по подолу красным тканым узором, и верхней — лифа с короткими пышными рукавами. Носили сарафаны. Ранний тип (с ХVI в.) — глухой косоклинный со спинкой до шеи, круглым воротом, с прямым разрезом впереди, застежкой на медных пуговицах и широкими проймами для рукавов — в конце ХIХ в. был вытеснен сарафаном прямого покроя, собранным наверху по обшивке, с лямками. Сарафанный комплект дополнялся нарукавниками, короткой холщовой кофтой с разрезом на спине и передником. Комплект поперечно-полосатой или продольно-полосатой юбки с кофтой южные и средние карелы называли парой. На голову девушки надевали ленту, повязку или платок, женщины — повойник или сороку и платок. Носили много украшений: подвесок, бус. Традиция южных карел — свадебные и праздничные головные уборы девушек — земчугат: украшенная золотыми нитями корона с поднизью и широкой красной лентой, прикрепленной к короне.
Основные элементы костюма мужчин: холщовая рубаха с прямым или косым воротом, подпоясанная кушаком или ремнем, штаны с узким шагом, кожаные сапоги. Непременные атрибуты — нож в ножнах, брусок, кисет с огнивом. На шею повязывали платки и шарфы из серой или крашеной шерсти. В начале ХХ в. зажиточные крестьяне поверх выпущенной рубахи с отложным воротником надевали жилет или пиджак городского покроя. Верхняя одежда: кафтаны из холста или домотканого сукна, приталенные шубы, полушубки, тулупы прямого покроя из овчины. Рукавицы вязали, шили из кожи и материи. Для зимней ловли рыбы в рукавицы, вязанные из шерсти, добавляли конский волос. Традиционная обувь — берестяная, кожаная, меховая: лапти косого и прямого плетения, сапоги из кожи и бересты, сапоги с загнутым носом (нюпит), удобные при ходьбе на лыжах, коты (сапоги без голенищ). Валяную обувь покупали.
Художественная вышивка
Были развиты художественная вышивка — в древности медно-бронзовой проволокой, позднее льняными, бумажными, шелковыми нитками, шитье жемчугом и золотыми нитями. Южные группы карел знали сложную технику узорного ткачества, вязание на спицах и одной иглой. Получило развитие плетение из бересты (в том числе туфли, сапоги, шляпы), корней дерева (лапти), соломы; кузнецы-ювелиры изготовляли цепочки, фибулы, перстни, пряжки, подвески, медальоны.
В питании особое место занимала свежая, соленая, сушеная рыба. Северные карелы употребляли рыбу с душком («весеннюю»). В праздники, на свадьбу обязательно готовили закрытые или полуоткрытые рыбники (рыба, запеченная в тесте), калитки различных форм и с разной начинкой. Рыбное жаркое, пареная рыба, жаркое из рыбы и мяса — старокарельские блюда. Хлеб пекли в основном из кислого теста. Пресный «хлеб с дыркой» засушивали и хранили на жердях до сенокосного времени. Пекли сканцы, крендели, пироги с горохом, репой, толокном, грибами. Круглые лепешки (колобы, шаньги) делали с толокном, картофелем, манной кашей. Закрытый праздничный пирог полукруглой формы (косовик) начиняли в несколько рядов блинами и пшенной кашей. Готовили ячневую, гороховую, толокняную, пшенную и другие каши, загусту из ржаной муки. Обрядовые блюда — овсяный кисель, пирог с творогом, кулага из пророщенной ржи (иду, имель), хлебный квас. Блинами встречали зятя. Молоко ели с простоквашей, использовали в стряпне, парили в печи, делали творог, местами домашний сыр. Первое после отела коровы молоко выпаривали в печи, получая продукт, похожий на сыр. Заготавливали бруснику, клюкву, морошку, чернику, малину. Готовили репной, солодовый квас. Лакомства детей — сушеная или пареная в печи репа.
У карел сохранялась большая семья, состоящая из 3—4 поколений (до 25 человек). Из больших семей выделялись малые. Семьи поддерживали родственные связи. Сохранялся обычай длительной гостьбы девушек у родственников (институт адьво). Члены большой семьи, подчиняясь главе (мужчине), имели равные права во владении землей, рыболовными и охотничьими угодьями, орудиями труда, имуществом. Угодья передавались по наследству.
Обмен подарками в доме невесты, д. Каменное озеро Вокнаволоцкого района
Основная форма заключения брака — брак со сватовством (договорной), но иногда девушка выходила замуж прямо с бесёды или игрища (брак уводом). Предсвадебные обряды северных карел: обмен молодых залогами, совет родственников жениха (дума), выбор сватов, посещения дома невесты и наоборот, согласования сторон на брак, прощания девушки с родственниками, сбор даров. Свадьба (мат) проходила вначале в доме невесты, затем в доме жениха. Свадебный обряд в доме невесты включал посещение девушкой бани, встречу свадебного поезда, смотрины невесты, обмен жениха и невесты дарами, пиршество «выводного стола», прощание с родными, расплетание косы, выдачу невесты жениху, проводы свадебного поезда. Продолжение обряда в доме жениха: встреча молодых с осыпанием их зерном, благословение молодых родителями жениха, смотрины невесты, свадебный пир, послесвадебная обрядность (бужение после брачной ночи, баня и др.). Прежде свадебников (жениха и невесту) «оберегал» знахарь (патьвашка, тиедяя), свадьба сопровождалась исполнением многочисленных плачей.
Основное назначение родильных обрядов — забота о ребенке и матери.
Гробница с крестом, д. Пирттигуба Калевальского района
Похоронно-поминальный ритуал состоял из обрядов, связанных со смертью и подготовкой покойника к погребению, похоронных и поминальных обрядов. Родные покойника не обмывали. После кончины зажигали свечу, рот умершего покрывали лоскутом белой ткани, к изголовью ставили свечу. Прощалась с умершим не только родня, но и жители всей деревни. Плакать над умирающим и покойником не полагалось. Умершего в доме держали три дня, не оставляя одного даже ночью. Хоронили в первой половине дня. При выносе гроб трижды опускали на порог. На место, где стоял гроб, клали железный предмет или плескали воду, в порог вбивали гвоздь. После выноса тела пол и стены тщательно протирали. Близкие родственники гроб не поднимали и не несли. Похоронная процессия останавливалась на развилках дорог. Перед опусканием гроба в могилу, выкупая ее, бросали медные деньги, прежде — предметы труда. Крест и доску на могиле устанавливали при погребении. На крест вешали полоски белой ткани или полотенце — для отдыха души усопшего. Громкие голошения и плачи сопровождали весь похоронный ритуал. После возвращения с кладбища очищались можжевеловым дымом, счищали с обуви землю, мыли руки, прикасались ими к печи. Поминки устраивали в доме усопшего, приглашая всех. Готовили крупяные калитки, пекли рыбники, ржаной или овсяный кисель. Для покойника ставили прибор без еды. Обязательные поминальные дни — девятый день, через шесть недель, годовщина. Накануне поминок топили баню. В течение шести недель умершего приглашали на завтрак. Поминовению предков посвящались Крещение, Радуница, Троицкая суббота, осенняя Поминальная суббота (первые дни ноября).
Обряд приворота парня к девушке на перекрестке трех дорог, д. Вокнаволок Кемского уезда
Календарная обрядность делилась на два цикла: зимний и летний. В октябре — начале ноября отмечали «день Кегри» — праздник окончания полевых работ, в этот день устраивали хождения ряженых (хухляки). Начинали обработку шерсти, льна, прядение, зимний лов рыбы. Период от Рождества Христова до Крещения (виеристя, роштуа) насыщен святочными гаданиями, угощениями, шалостями, хождением ряженых, обрядовыми запретами. Святки завершались купанием в проруби (иордани) для очищения от грехов. В период летнего солнцестояния (вияндёй), от Иванова до Петрова дня, местами совершали жертвоприношения, гадали, очищались в бане, жгли костры, заготавливали целебные травы.
Фольклор карел представлен эпическими песнями (рунами), заклинаниями, причитаниями (плачами), лирической поэзией (любовными песнями, песнями-жалобами, песнями-предостережениями), преданиями, балладами, сказками и т.д. Мифы карел о сотворении мира, ковке небесного купола, возникновении огня, начале земледелия, создании лодки, кантеле и др. считаются древнейшими в мировом фольклоре. Исполнение рун сопровождали игрой на кантеле — 5—7- и более струнном щипковом инструменте (похожем на гусли). На основе фольклора создан литературно оформленный эпос «Калевала», оказавший огромное влияние на развитие финского литературного языка. Известные сказители — А. Перттунен, О. Малинен, М. Карьялайнен, Ю. Кеттунен, С. Мийхкалинен и др., сказительницы и плачеи — Т. Перттунен, М. Ремшу, А. Ватчиева, М. Михеева, М. Хотеева, М. Панкратова, А. Михкалева, А. Толошина, А. Никифорова, А. Чеснокова, П. Савельева, Е. Галактионова и др.
Женская группа этнографического ансамбля «Карельская горница»
Из множества танцев (их около 100) наиболее известны групповые: кадриль (более 20 вариантов), крууга, хумахус, шинка, игровые — на пятках, за руки, с платком, лучинами (кизат) и др. Карельской традиции присущи пластическая очерченность танца, равноправность партнеров, скромность. Игровые контрдансы исполняли на молодежных вечеринках. Вальс стал известен с начала ХХ в. Танцевали обычно под гармонь.
В последние годы приняты меры по развитию языка и культуры карел: воссоздана письменность (1989 г.), подготовлен ряд учебников и учебных пособий, карельский язык изучают в 52 школах, в Петрозаводске открыта специализированная финно-угорская школа, в Петрозаводском государственном университете начала работать термино-орфографическая комиссия, созданы факультет прибалтийско-финской филологии, кафедра карельского и вепсского языков, кафедра искусства финно-угорских народов. Принята республиканская программа по развитию финно-угорской школы. На диалектах карельского языка издаются газеты «Ома муа» и «Виенан виести», состоялись постановки пьес, работает национальное издательство «Периодика». Создано литературное объединение пишущих на карельском языке, на радио и телевидении ведутся на нем передачи. Выступают национальный хор «Ома паю», профессиональный ансамбль песни и танца «Кантеле», районные народные хоры, фольклорные и вокальные группы, проводятся фестивали, праздники и т.д. Из карел вышли известные деятели культуры, литературы и искусства: фольклористы В. Евсеев, У. Коннка, А. Степанова, этнографы Г. Богданов, Р. Тароева, прозаики Н. Яккола, О. Степанов, П. Пертту, П. Лукин, поэты Н. Лайне, Я. Ругоев, В. Брендоев, артисты Д. Карпова, М. Любовин, С. Бочарникова, П. Микшиев, В. Кеттунен, кантелист М. Гаврилов, танцовщик Ф. Козин, художники О. Бородкин, В. Добрынин и др.
Карелы Карельской АССР. Петрозаводск, 1983.
Карельский народный эпос //Серия «Эпос народов СССР» /Сост. В.Я. Евсеев. Л., 1989.
Клементьев Е.И. Карелы. Этнографический очерк. Петрозаводск, 1991.
Обряды и верования народов Карелии: Сб. ст. Петрозаводск, 1988.
Семейная обрядность карел. Л., 1985.
© 2020 Арктика