После окончания в 1903 Морского корпуса служил в Первой Тихоокеанской эскадре, участник обороны Порт-Артура, был ранен, при капитуляции крепости попал в плен. По возвращении из плена окончил Морскую академию, с 1912 — флагштурман Балтийского флота. В 1913—1915 участвовал в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр» (был командиром последнего), а после смерти отца, А. Вилькицкого, — начальником экспедиции. В навигацию 1913 развеял легенду о существовании Земли Санникова, зато обнаружил Землю императора Николая II (теперь — арх. Северная Земля), несколько островов, один из которых носит имя его отца.
В 1914—1915 впервые в истории полярной навигации прошел Северным морским путем с востока на запад (с зимовкой у берегов Таймыра). По пути им был открыт о-в Новопашенного (ныне о-в Жохова), произведены метеонаблюдения, гидрографические замеры, описаны ряд мысов. За эту экспедицию Б. Вилькицкий получил Большую золотую (Константиновскую) медаль РГО, а также награды географических обществ Швеции и Франции.
В 1918 назначен начальником ГЭСЛО с базированием в Архангельске, продолжил гидрографические работы в устьях Оби и Енисея, обеспечивая ледово-лоцманские проводки. Во время гражданской войны суда, подчиненные Вилькицкому, были захвачены в Архангельске англичанами. Сам он с 1920 находился в эмиграции. По приглашению советских внешнеторговых организаций в 1923—1934 руководил товарообменными операциями и возглавлял Третью и Четвертую советские Карские экспедиции, ни разу не ступив на берег. Позже занимался гидрографическими работами в Бельгийском Конго (Заир).
Именем Б. Вилькицкого назван пролив, разделяющий п-ов Таймыр и Северную Землю.
© 2020 Арктика