Родился в с. Анга Иркутской губ. в семье бедного пономаря. В 1807 поступил в духовную семинарию. Закончив ее, занял место священника Благовещенской церкви — одного из лучших иркутских приходов. Однако отец Иоанн избрал более тернистый путь — миссионерский. В июле 1824 отправился в Русскую Америку, попал на о-в Уналашка Алеутской гряды. Ему все пришлось начинать с нуля — построить для семьи дом, возвести для службы храм, открыть для алеутов школы. Вениаминов считал, что проповедь православного вероучения должна осуществляться на языках коренных жителей. Изучив алеутский язык, он сам составил грамматику и букварь, сделал перевод основных богослужебных книг — Евангелия, Катехизиса, молитв.
Помимо миссионерской деятельности отец Иоанн занимался наукой. Его перу принадлежит трехтомный труд «Записки об островах Уналашкинского отдела» (ч. I—III. Спб., 1840) — одна из лучших книг об Аляске. В ней представлены первые точные сведения о южной половине узкого и длинного п-ова Аляска и его западном продолжении — 1740-километровой дуге Алеутских о-вов, приведены особенности составляющих эту гряду островных групп — Лисьих, Андреяновских, Крысьих, Ближних, охарактеризованы 26 наиболее значительных бухт, описаны девять (из 25) действующих вулканов и все проливы между островами.
В 50-е гг. XIX в. Вениаминов деятельно участвовал в освоении Амура и Приморья, являлся одним из ближайших сподвижников Г. Невельского и генерал-губернатора края Н. Муравьева-Амурского. Он не только остро чувствовал политическую ситуацию того времени, когда за Дальний Восток шла борьба соседствующих государств, но и смотрел далеко вперед. «Лишь только мы оставим Амур, — писал он, — то или американцы, или англичане немедленно завладеют, и уже не будут так вежливы с соседями нашими: они как раз и самим айгунцам покажут место за горами (лежащими вдали от берегов Амура), а потом, пожалуй, и подалее…» Вениаминову принадлежит план использования естественных ресурсов Приморья, расселения в нем крестьян, разведения пашен и скота, устройства селений и городов, в т.ч. Благовещенска. Он известен и как ученый-лингвист. Благодаря составленным им алеутской грамматике и русско-алеутскому, алеутско-русскому словарям алеуты в то время были самыми грамотными среди других народов Российской империи. Материалы Вениаминова об алеутах и тлинкитах поражают полнотой и разнообразием этнографических сведений и в наше время представляют научный интерес.
Помимо всего прочего он был человеком разносторонних практических знаний: умелый мореход, часовой мастер, столяр, хорошо знал лесное дело.
Карта-схема поездок И. Вениаминова
В 1840, после смерти жены, Вениаминов принял монашество и с именем Иннокентий был назначен правящим архиереем во вновь создаваемую Камчатско-Курильско-Алеутскую епархию. 28 лет святитель совершал постоянные поездки по Дальнему Востоку, Якутии и Камчатке, просвещал местных жителей, которые называли его Хорошим отцом, открывал для них школы и мастерские. В 1850 он основал Чукотскую миссию, а также миссии в Северной Америке. Благодаря его трудам была образована самостоятельная якутская епархия, переведена на якутский язык богослужебная литература.
С 1868 Иннокентий — митрополит Московский, первоиерарх Русской Православной Церкви. Он учредил Православное Миссионерское общество, содействовавшее православным миссиям в деле обращения в православную веру нехристиан, по его инициативе в 1870 в Северной Америке были открыты Алеутская и Аляскинская епархии.
Спустя столетие после кончины Иннокентий Вениаминов был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Его именем назван вулкан — вершина Алеутского хр. на Аляске (2507 м).
© 2020 Арктика