В русских источниках упоминаются с середины XVII в. как один из юкагирских родов. Жили на Чукотке в районе Шелагского мыса, в бассейнах нижнего и среднего течения Палаваама, в верховьях Амгуэмы, Чауна, Большого и Малого Анюя. Есть мнение, что слово чуванцы происходит от названия р. Чауна. Самоназвания — этэль, атал.
В числе других юкагирских родов одними из первых среди коренных жителей региона чуванцы были обложены ясаком. Они перевозили на оленях казенные грузы и становились посредниками между русскими и чукчами: обменивали пушнину на изделия из металла (наконечники стрел, копий, топоры, ножи, медные котлы и пр.).
В конце XVII — начале XVIII в. участвовали в военных походах казаков против чукчей и коряков. Эти совместные выступления способствовали сближению с русскими. В конце XVII в. около 10 % чуванских женщин проживали вне своих родов в женах или наложницах казаков и промышленных людей. Уже в этот период начался процесс обрусения. В 1740—1750-х гг. после массированных набегов чукчей на чуванские стойбища большая группа переселилась в Анадырский острог под защиту русского гарнизона, а с упразднением его в 1771 г. — в Гижигу. Гижигинские чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. В конце XVIII в., после прекращения военных столкновений между чукчами и русскими, группы чуванцев вновь начали переселяться на р. Анадырь.
На рыбалку на одноместной долбленой лодке
К середине XIX в. сформировались две этнические группы: марковцы — оседлые чуванцы, расселившиеся в районе с. Марково, и кочевые, оленные, живущие в верховьях Анадыря, по образу жизни и культуре близкие к оленным чукчам и корякам. По Всероссийской переписи 1897 г., насчитывалось 452 чуванца, из них 275 — оседлых, 177 — кочевых. В первые годы советской власти марковцев стали именовать камчадалами, и только кочевое население в течение нескольких десятилетий называли чуванцами. До 1989 г. этот народ не учитывали в переписях; его представителей причисляли либо к русским, либо к чукчам. Современные кочевые и оседлые группы смешались между собой и соседними народами, но сохраняют культурные особенности и самосознание.
Хозяйство и культура оседлых и кочевых групп существенно различаются. В конце XIX в. оседлые были самыми многочисленными в Анадырской округе по сравнению с Ламутским, Юкагирским и двумя русскими — Мещанским и Крестьянским обществами. Все они говорили на «марковском» диалекте и называли себя марковцами, анадырцами, анадырщиками.
Для оседлых чуванцев был характерен юкагирский тип хозяйства — рыболовство, поколки дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Весной промышляли нельму, чира, горбушу, востряка, в июле—августе — кету и горбушу. В ожидании хода красной рыбы в июне всей семьей на лодках-карбасах перекочевывали к рыбным тоням на летники, где жили в юртах якутского типа (балаган). Рыбу ловили сетями, неводами, удочками, сачками. Неводов не хватало, поэтому для рыбного промысла объединялись в артели, состоявшие из владельца невода и нескольких пайщиков, в том числе женщин. Добычу хранили в амбарах — маленьких срубах на сваях с двускатной крышей. Красную рыбу вялили и в больших количествах заготовляли на зиму себе и собакам. Часть рыбы квасили в ямах. В годы неулова население голодало, большинство собак гибло. Спасали своих оседлых соседей оленеводы — чукчи и чуванцы, безвозмездно снабжая их оленьим мясом.
Осенью на одноместных долбленых лодках-каяках охотились на диких оленей с помощью пик (поколюг). Мясо сушили и складывали на зиму в мешки. Из шкур изготавливали ровдугу. С ружьем и капканами добывали белку, волка, зайца, песца, лисицу.
Издревле кочевые чуванцы занимаются крупнотабунным оленеводством
Кочевые чуванцы, подобно тундровым чукчам и корякам, занимались крупнотабунным оленеводством. Основным средством передвижения марковцев была собачья упряжка, обычно из 8—12 ездовых собак, запряженных попарно в легкие березовые санки, все части которых скреплялись ремнями. Зимой кормили собак юколой или похлебкой из рыбы и муки. Летом они сами добывали себе пищу. В начале 1930-х гг. в Маркове насчитывалось до 300 собак, 260 из которых были ездовыми. К 1980 г. упряжное собаководство здесь почти полностью исчезло.
Жили вместе с русскими старожилами, юкагирами и эвенами в общих селениях. Возводили срубные дома, обычно с плоской крышей без потолка, с деревянным или земляным, застланным оленьими шкурами полом. Вместо оконных стекол использовали китовые кишки, покупаемые у чукчей, или скобленые оленьи шкуры (окончины). Во время зимних морозов для сохранения тепла к окнам примораживали вырубленные в форме квадрата льдины. Дома обогревали чувалами — каминами из тонких жердей, скрепленных плетнем и обмазанных глиной. Спали на деревянных кроватях (урунах), лавках, нарах, на полу на перинах, подушках, укрывались одеялами из заячьего меха. В некоторых хозяйствах были бани. Кочевые чуванцы жили в ярангах.
И. Шитиков и М. Березкина — жители пос. Марково Анадырского района
Одежда оседлых была сходна с русской, а кочевых — с чукотской: зимой — двойная меховая кухлянка и двойные меховые штаны, летом — камлейка из ровдуги или ткани. Торбаса (култы, сутуры, калипляки, соткари) и сары — род сапог с мягкими подошвами изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги.
Оседлые ели в основном рыбу и оленье мясо без соли, с приправой из кореньев. Обыденное рыбное блюдо — юкола (вяленая красная рыба). По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков предпочитали брагу (бурдук), в больших количествах пили чай. Пища кочевых состояла в основном из мяса домашнего оленя.
Жили неразделенными семьями по 8—9 человек. Вдовы с детьми иногда объединялись в общие семьи для совместного ведения хозяйства, оставаясь в отдельных домах.
Культура и социальные отношения оседлых чуванцев испытали русское влияние. Они православные. Отмечали христианские праздники, в домах имели иконы и церковные книги. Свадьбы играли по русскому обычаю. Перед свадьбой в доме жениха устраивали мальчишник, а в доме невесты — девичник, на которых брачующиеся обменивались подарками. Жених обычно дарил свадебную одежду.
Уголок пос. Марково, где с середины XIX в. расселились оседлые чуванцы. Не так давно по сохранившимся в музее рисункам для православных чуванцев построили новую церковь
Среди кочевых чуванцев наряду с православными бытовали и дохристианские обряды. Они отмечали сезонные праздники, связанные с хозяйственным оленеводческим циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и анимистическими ритуалами. Распространено было гадание на оленьей лопатке, антропоморфных и зооморфных фигурках из дерева, кожи, кости и камня. Умерших хоронили по православному обряду, но в гроб мужчине клали табак, спиртное, а женщине — принадлежности для рукоделия.
Из музыкальных инструментов предпочитали гармони и балалайки. Во время досуга играли в лапту, в мяч из оленьих шкур. В 1883 г. в Маркове на средства православной миссии была открыта первая на Чукотке церковно-приходская школа, учителем в которой стал один из первых представителей чуванской интеллигенции А.Е. Дьячков, автор известной работы по истории и этнографии Анадырского края.
До настоящего времени сохраняются старинные русские былины, песни, известна драматическая игра «Лодка», воспринятая от камчатских казаков в XIX в.
В фольклоре кочевых чуванцев ярко выражено влияние юкагиров, коряков, чукчей.
Чуванцы продолжают заниматься традиционным хозяйством. Часть кочевых чуванцев вместе с чукчами и эвенами работает в оленеводческих хозяйствах, оседлые — ловят и перерабатывают рыбу. Многие марковцы заняты в животноводстве и огородничестве. Кочевые и оседлые группы смешались.
Анадырский край. Рукопись жителя села Маркова г. Дьячкова. Владивосток, 1893 (переизд.: Магадан, 1992).
Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М., 1966.
Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, ее экономического состояния и быта населения. СПб., 1896.
© 2020 Арктика