О первой половине его жизни сведений нет. Известно лишь, что он был сыном члена Лондонского городского управления. В пожилом (по меркам того времени) возрасте Г. Гудзон в 1607 поступил на службу в Лондонскую «Московскую компанию». На 80-тонном барке с командой из 12 человек ему предстояло совершить плавание в Японию... через Северный полюс.
Добравшись до юго-восточного берега Гренландии, Гудзон направился вдоль побережья на север при исключительно благоприятных ледовых условиях и подошел к п-ову Холд-уит-Хоп («Надейся»). В пути он бегло осмотрел ок. 1000 км приморской полосы Гренландии и отметил течение (Восточно-Гренландское), мешавшее движению барка.
Тяжелые льды вынудили исследователя повернуть к северо-востоку и в конце июня он увидел остров (Западный Шпицберген), принятый им за Новую Землю. В середине июля судно (впервые в истории английского мореплавания) достигло 80° 23′ с. ш., встретило непроходимые льды и легло на обратный курс. Под 71° с.ш. Г. Гудзон открыл двухвершинный о-в Ян-Майен, названный им «Зубцами Гудзона». (В 1607–1614 этот одинокий клочок суши шесть раз открывали и по-разному называли английские, французские и голландские капитаны.)
В Гудзоновом проливе
Возвратился Г. Гудзон в Лондон с подтверждением уже ходивших слухов о богатых китобойных и зверобойных «угодьях» в дважды пересеченной им акватории Северного Ледовитого ок. (Гренландское море). Английские и голландские промышленники немедленно воспользовались его сообщением, но купцы «Московской компании» остались недовольны: их задание – добраться до Японии – капитан не выполнил (подобное плавание вообще нельзя осуществить на парусном судне).
Перспективы торговли с Японией, сулившие баснословные прибыли, заставили купцов снова направить Гудзона на Дальний Восток – уже не через полюс, а Северо-Восточным проходом. Летом 1608 он приблизился к юго-западному берегу Новой Земли, но отступил перед льдами. И компания рассчитала капитана-неудачника.
Карта маршрутов экспедиций Г. Гудзона
В апреле–мае 1609 Г. Гудзон вновь предпринял попытку пройти северо-восточным путем. Но льды Баренцева моря опять не пустили его. Тогда он пересек Атлантику в надежде найти проход вдоль северных берегов Америки, открыл и частично обследовал (в июле–сентябре) зал. Чесапикский и Делавэр, выявив п-ов Делавэр. По большой реке, текущей с севера (р. Гудзон), моряки поднялись почти на 200 км и, удачно торгуя с индейцами, провели там почти месяц. В начале ноября судно вернулось в Европу.
Картина Джона Кольера «Последнее путешествие Генри Гудзона»
Следующее плавание в поисках Северо-Западного прохода Гудзон совершил в 1610 в качестве командира 55-тонного судна английской Ост-Индской компании. В июле он вошел в пролив (Гудзонов), обнаружил (вторично – после норманнов) зал. Унгава и в основном проследил всю северную приморскую полосу Лабрадора. В начале августа перед моряками появилось обширное водное пространство – Гудзонов залив. Несколько недель судно плыло по новооткрытой акватории к югу, вдоль побережья. В конце сентября, преодолев более 1200 км, оно попало в залив (Джеймс) и, зажатое льдами, было выброшено на берег. Сносно перезимовав (благодаря охоте на птиц), летом 1611 экспедиция направилась на север. Но вскоре часть команды взбунтовалась и высадила Гудзона с его сыном и семью верными людьми в лодку – без оружия и продовольствия. Все они пропали без вести. Судно под командой штурмана Р. Байлота (гг. рожд. и смерти неизв.) осенью 1611 вернулось в Англию.
А к Гудзону пришла редкая посмертная слава: большая река, обнаруженная за 80 с лишним лет до него, названа его именем; пролив, открытый С. Каботом (1479–1557) за 110 лет до него, – Гудзоновым прол.; море, ставшее его могилой, в которое первым проник все тот же С. Кабот, – Гудзоновым заливом. Имя Гудзона носят также подводный каньон и несколько городов в США.
© 2020 Арктика